Сталь с цинковым покрытием, также называемая оцинковкой – это высококлассный сплав, отличающийся устойчивостью к коррозионным отложениям. С его помощью эксперты изготавливают кузовные части машин, кровельные строительные материалы, комплектующие промышленных станков, дренажи и водостоки. Подобный прокат необходим в местах с повышенным уровнем влажности – он не боится воды и сохраняет эксплуатационные характеристики в течение долгого времени.
Правда, из-за повреждений внешнего полимерного покрытия, некачественной краски и контакта с воздухом оцинкованные конструкции все-таки ржавеют. Благодаря постепенному разрушению и потере прочности, изделия выходят из строя, заставляя владельцев заботиться о покупке новых аналогов. Избежать лишних трат достаточно просто – для этого нужно вовремя чистить оцинковку с применением подходящих химических составов и реагентов.
Как ржавеет цинковая сталь?
Оцинкованное железо не страшится ржавчины только на бумаге – на практике оказывается, что оно с легкостью взаимодействует с молекулами кислорода, запускающими разнокалиберные окислительные реакции.
Последствия таких процессов проявляются в виде рыхлого белого налета, постепенно распространяющегося по всей поверхности некогда прочного и жесткого металла. В особенно тяжелых случаях коррозия пробивает конструкцию в глубину, оставляя едва заметные ямки глубиной в несколько микрометров.
Главная причина появления коррозионных фрагментов – нарушение целостности тончайшего слоя карбоната цинка, покрывающего фасадную часть изделия. Поводов для образования классических «рыжиков» много: от некачественного окрашивания до постоянного намокания и банального механического повреждения защитной полимерной вставки.
Чистка оцинковки в промышленных условиях
Крупные предприятия чистят цинкованную сталь методом пассирования – погружения узлов в огромные ванны охлаждения с хроматными растворами. На поверхности детали, прошедшей через представленную процедуру, образуется своеобразная пленка, защищающая материал от контакта с кислородом. Такая прослойка отличается высокой прочностью – она позволяет отправлять изделия даже в соленую морскую воду, отличающуюся повышенной агрессивностью.
Обыкновенным людям пассирование, конечно же, недоступно. Высокая стоимость, продвинутое оборудование, токсичность применяемых растворов – недостатков у методики хватает. Поэтому автомобилистам и строителям приходится использовать другие способы очистки цинкового железа, каждый из которых, впрочем, также может привести к потрясающему результату.
Как удалить ржавчину самостоятельно?
В задачах, связанных с удалением коррозионных поражений с оцинковки, преуспели мастера автомобильных сервисных центров и обыкновенные дачники. Первые избавляют от надоедливых «рыжиков» кузовные части машин, а вторые снимают неприятный налет с классических водостоков. Алгоритм работы выглядит так:
- Зачищаем проблемный участок жесткой металлической щеткой или болгаркой со шлифовальным кругом. Главная задача заключается в том, чтобы убрать визуально заметный налет на сто процентов.
- Наносим на поверхность изделия заранее приготовленный или приобретенный реагент – специализированную магазинную смывку CLR, раствор аммиака и воды в пропорции 1:10, сок лимона или лимонную кислоту.
- Когда плоскость протравится и окончательно высохнет – укладываем альтернативную защиту от ржавчины. В ее роли может выступать, например, алюминиевая краска или эпоксидный состав.
С подготовкой аммиачной смеси или замешиванием «лимонки» в домашних условиях можно не возиться. Более грамотный подход заключается в том, чтобы отправиться в любой ближайший магазин автохимии. Кузова практически всех современных транспортных средств изготовлены из оцинкованной стали – с ее помощью производители защищают конструкции от излишне быстрого ржавления.
Соответственно, в подобных мини-маркетах продаются составы для очистки кузовных деталей. Работать с подобной химией нужно очень аккуратно – на улице или в хорошо проветриваемом помещении, с отличной приточной и естественной вентиляцией.